Требования к составлению образовательных программ для ДОУ,
включая описание соотношений части обязательного образовательного
минимума и части, свободной от следования требованиям и оставленной
на усмотрение участников педагогических отношений.
Финансовые, кадровые, материально-технические и прочие условия, в
которых должны реализовываться программы образования в ДОУ.
Результаты, которые должны являться следствием усвоения
образовательной программы в ДОУ.
Если сравнивать ФГОС дошкольного образования с иными
образовательными стандартами, можно отметить то, что он не
подразумевает прохождение обучаемыми промежуточных и итоговых
аттестаций на предмет соответствия их ЗУН требованиям
государственного стандарта образования.
Идеологические и методологические основы новых
федеральных стандартов
В основу федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования легли не только технические аспекты
педагогики в отношении дошкольного детства, но и прочная
идеологическая база. Рассмотрение дошкольного детства теперь не
ограничивается его полезностью для конкретного человека и общества в
целом. Его значимость была рассмотрена гораздо шире, как важнейшая
составляющая не только культуры полезности, но и культуры
достоинства, по словам директора разработки ФГОС дошкольного
образования Александра Асмолова.
Новая система координат, повлиявшая на формирование ФГОС дошкольного
образования, призывает, прежде всего, ценить, а не оценивать
ребёнка. Кроме того, это серьёзный шаг на пути к повышению ценности
и обособлению образования в детских садах как самостоятельного звена
общего образования.
Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап
перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни
ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни
человека.
За основу методологии ФГОС дошкольного образования была взята
культурно-историческая диалектика, рассматривающая уровень развития
системы в контексте роста вариативности её составляющих. Образование
в контексте данной методологической основы рассматривается как
главный источник многообразия систем. Это породило главный принцип
нового ФГОС дошкольного образования: деятельность ребёнка должна
быть максимально разнообразной, для чего диагностика отбора,
стремящаяся вычленить ребёнка, имеющего определённый набор ЗУН,
заменяется на диагностику развития, ставящую своей целью максимально
разнообразить знания, умения и навыки ребёнка.
Образовательные области в соответствии с ФГОС
Социально-коммуникативное развитие
направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе,
включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и
взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление
самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных
действий; развитие социального и эмоционального интеллекта,
эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к
совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного
отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу
детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к
различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного
поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие
интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
формирование познавательных действий, становление сознания; развитие
воображения и творческой активности; формирование первичных
представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о
свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете,
размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части
и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и
следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о
социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях
и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях
ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение
речью как средством общения и культуры; обогащение активного
словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и
монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой
и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с
книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов
различных жанров детской литературы; формирование звуковой
аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие
предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового
восприятия и понимания произведений искусства (словесного,
музыкального, изобразительного), мира природы; становление
эстетического отношения к окружающему миру; формирование
элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки,
художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания
персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной
творческой деятельности детей (изобразительной,
конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитие включает
приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:
двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений,
направленных на развитие таких физических качеств, как координация и
гибкость; способствующих правильному формированию
опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия,
координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с
правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных
движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны),
формирование начальных представлений о некоторых видах спорта,
овладение подвижными играми с правилами; становление
целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление
ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными
нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании,
при формировании полезных привычек и др.). |